Заказ-наряд (ЗН) – это бумажный (чаще всего) или электронный документ, в котором указывается с каким оборудованием какие действия необходимо осуществить, используя определенные запчасти и инструменты в отведенное время. ЗН формируется исключительно на оборудование, это необходимо для отслеживания совокупной стоимости владения каждой конкретной единицы оборудования. В случае привязки оборудования к технической позиции затраты отслеживаются и по ней и далее выше по иерархии на любом уровне.

Какую информацию должен содержать в себе заказ-наряд? Уникальный идентификационный номер, дата выдачи ЗН, планируемая дата закрытия (выполнения) ЗН или период в сменах (днях, неделях), в течении которого ЗН должен быть выполнен, состав и длительность работ, необходимые запчасти и инструмент, необходимая квалификация исполнителя или конкретный исполнитель.

Цели, которые выполняются при использовании заказ-нарядов:

  1. Фиксирование работы, чтобы она не была забыта до и после выполнения. При выдаче (распечатке) ЗН до даты начала его выполнения есть возможность спланировать проведение обслуживания/ремонта оборудования, т.к. в спокойной обстановке можно оценить необходимую длительность работ. Подтверждение выполнения работ по ЗН позволяет сохранять историю обслуживания и поломок оборудования. Большинство предприятий сейчас используют такой метод работы: все необходимые данные для ЗН хранятся в EAM-системе, из нее по мере необходимости распечатываются ЗН и отдаются в работу, после выполнения работ в EAM-системе ставится отметка об их выполнении. Для небольшого количества оборудования вместо EAM-системы можно использовать файл Excel, в котором записывается вся необходимая информация.
  2. Планирование и подготовка запасных частей и инструмента. Особенно полезным это будет в том случае, если для выполнения двух разных работ необходим один и тот же специальный инструмент или уникальное оборудование.
  3. Анализ имеющейся информации. В результате анализа можно понять какое оборудование чаще всего ломается, какие причины поломок, сколько необходимо ресурсов (материальных и финансовых) для обслуживания каждой единицы оборудования. Анализ причин поломок и их частоты позволит выявить наиболее проблемное оборудование, определить корневую причину поломки и воздействовать на нее для исключения повторения поломки. Мы в своей деятельности для поиска корневых причин чаще всего используем методы «5 Почему» и диаграмму Ишикава (рыбью кость). Обязательное условие для поиска корневых причин – работа должна проводиться командой, в состав которой входят работники не только ремонтной службы, но и смежных подразделений (технологи; работники, непосредственно занятые на этом оборудовании и др.). В этом случае обеспечивается максимальное расширение взгляда на проблему и наиболее быстрое получение необходимой информации.
  4. Управление незавершенными работами. Своевременно закрытые ЗН позволяют вычленить из общего списка невыполненные работы, определить причины их невыполнения и перепланировать данные работы с учетом полученной информации.
  5. Накопление истории. Сбор и сохранение информации о проведенном обслуживании и ремонте позволяет не только понять, сколько и куда мы тратим. Это также помогает нам оценить эффективность проведенного обслуживания. Нередки ситуации, когда для оборудования проводится избыточное обслуживание, т.е. мы поддерживаем надежность оборудования путем увеличения затрат. В этом случае сохранение истории и ее анализ помогут нам снизить затраты на обслуживание (стали реже обслуживать, отдали в работу менее квалифицированному работнику) при сохранении надежности на прежнем уровне. Также возможна ситуация, когда мы снижаем надежность оборудования при одновременном увеличении затрат на его обслуживание. Яркий пример этого – замена подшипников электродвигателя по его наработке в моточасах или по календарю (что еще хуже с точки зрения эффективности) без учета его фактического состояния. Примерно в 70% случаев (по нашей статистике) замененный подшипник мог отходить как минимум еще столько же. Снижение надежности в данном случае заключается в том, что мы вмешались в нормальную работу машины (заменили подшипник), при этом внесли очень большую вероятность человеческой ошибки при монтаже демонтаже/монтаже подшипника. А всего-то и надо ввести периодические проверки подшипников при помощи вибродиагностики (идеальный вариант) или банального стетоскопа.
  6. Формирование типовых планов работ. Обслуживание описывается один раз для одной единицы оборудования и затем распространяется на все остальное оборудование, требующее этого же обслуживания. При этом экономятся ресурсы человека, разрабатывающего обслуживание, так как при увеличении единиц оборудования достаточно просто распространить на новые единицы уже существующие планы обслуживания.
  7. Фиксирование и анализ затрат на ремонтную службу. Видя свои текущие траты, вы сможете спрогнозировать, сколько денег вам необходимо на определенный период времени (чаще всего такая необходимость возникает при определении бюджета на следующий год). Также можно сравнить между собой однотипное оборудование, вполне возможно, что одна из единиц требует больше затрат, чем другая. В этом случае есть повод посмотреть более внимательно на способы обслуживания оборудования, причины возникновения поломок.

Вкратце можно подвести итог, что запустив у себя на предприятии всего два блока из всей пирамиды «совершенного обслуживания»БДО и ЗН – вы сделаете первый и самый важный шаг к управлению вашими тратами на обслуживание оборудования. Вы будете видеть все имеющееся у вас оборудование, понимать, сколько денег и на какое именно оборудование тратите, на какие единицы оборудования нужно обратить внимание в первую очередь для снижения затрат.

В различных EAM-системах заказ-наряды различаются по виду выполняемых работ и по срокам выполнения данных работ. Ниже приведена классификация заказ-нарядов в одной из крупнейших систем – SAP.

Виды работ: плановые работы, срочное устранение поломки, предупредительное обслуживание, восстановительные работы, соблюдение норм/стандартов, фиксированный ордер (длительный аутсорсинг), капитальные проекты, затраты на капитальные проекты.

К плановым работам относят устранение неполадок или поломок, не приводящих к остановке производства или участка. Устранение данных поломок можно отложить на несколько дней без ущерба для производства, спланировав таким образом выполнение работ. Для такого типа поломок сначала создается запрос (сообщение о поломке), затем планируется выполнение работ.

Срочное устранение поломок – этот вид заказ-наряда используется при поломках, приводящих к простою производства или участка. Как правило, заказ-наряд на эти работы оформляется уже после устранения поломки, когда известно время ее устранения и использованные запчасти.

Предупредительное обслуживание – данный вид создается перед выполнением планового обслуживания оборудования, указанного в графике ППР [гиперссылка на стратегии обслуживания]. Для ЗН данного типа заранее известны состав и длительность работ необходимые запчасти и оборудование.

Восстановительные работы используются при восстановлении ремонтопригодных запчастей [гиперссылка на запчасти]. В ЗН этого типа указываются необходимые запчасти, а также примерный состав работ. По окончании восстановления эта информация изменяется, т.к. очень часто при вскрытии оборудования обнаруживаются скрытые дефекты.

Под соблюдением норм/стандартов подразумеваются работы, направленные на выполнение требований различных стандартов, инструкций (как государственных, так и предприятия) или на устранение замечаний, полученных в ходе проверок/аудитов. Пример: «Правила  эксплуатации паровых котлов» требуют с определенной периодичностью проводить осмотр внутренних поверхностей котла. В этом случае используется данный тип ЗН. Это позволяет в дальнейшем легко выделить из общей массы заказ-наряды, направленные на выполнение обязательных требований, и оценить затраты по ним. Также этот тип ЗН имеет более высокий приоритет в выполнении, т.е. он планируется к выполнению в числе первых.

Фиксированный ордер используется в том случае, если на вашем предприятии используются услуги постоянного подрядчика на протяжении длительного срока (от 2-3 месяцев до года). ЗН может относиться к данному типу в случае, если: состав бригады не меняется (численность бригады одна и та же на протяжении всего срока выполнения работ); работы, выполняемые бригадой, можно отнести к одному типу (ремонтные работы производственного оборудования, обслуживание зданий и сооружений и т.п.); расценки на работу не меняются на протяжении всего срока оказания услуг. Фиксированный ордер создается один раз, в нем прописывается стоимость часа работы бригады, затем он по мере необходимости дополняется планируемыми работами. При закрытии каждой запланированной работы подтверждается фактически затраченное время, таким образом учитывается ее стоимость. При закрытии определенного периода производится расчет с поставщиком услуги на основе данного заказ-наряда.

При выполнении проектных работ (монтаж нового оборудования, глубокая модернизация производственных систем или их составляющих) используют заказ-наряды типа капитальные проекты. Проведение работ такого типа нередко требует остановки участка или всего производства, привлечения большого количества специалистов по монтажу оборудования. Поэтому данные работы планируются заранее, за несколько месяцев. Данный вид ЗН используется при монтаже основных средств.

К затратам на капитальные проекты как правило относят работы, выполняемые в рамках какого-либо проекта, при этом стоимость работ не превышает 40 тыс. руб. Для выполнения этого типа ЗН может потребоваться остановка отдельных единиц оборудования. Их планирование производится на меньшем временнόм горизонте – несколько недель.

Сроки выполнения: срочно, в течение 1 дня, в течение 3 дней, в течение 1 недели, в течение 4 недель, неосновная остановка, основная остановка.

Под неосновной остановкой понимается остановка одного или нескольких участков для проведения запланированных работ, под основной – остановка производства целиком.

Перечисленные виды заказ-нарядов и сроки их выполнения позволяют создать матрицу расстановки приоритетов. Подробнее об этой матрице мы поговорим в блоке «Планирование» [гиперссылка на планирование].