Мы считаем данный блок одним из основополагающих в пирамиде «совершенного обслуживания». Без создания простейшего списка имеющегося у вас в эксплуатации оборудования невозможно ведение истории обслуживания и поломок, потому как не ясно, что именно обслужили и что сломалось. Также без базы данных оборудования (БДО) нельзя проводить анализ трат и осуществлять их прогноз по той же самой причине – мы не знаем, сколько денег мы потратили на ту или иную единицу оборудования.

Что же такое БДО? В идеале ­– это структурированный по определенным правилам список имеющегося у вас оборудования (рис. 1). Учитывая, что идеалы у всех разные, то и набор правил для структурирования тоже будет разным. Было бы неплохо, если БДО будет отражать структуру вашего предприятия. В этом случае БДО будет более понятной для ваших работников. При этом БДО также содержит ряд признаков, однозначно описывающих используемое на предприятии оборудование.

Рис. 1

В первую очередь Вам необходимо понять для себя, насколько укрупнено вы хотите вести историю поломок и трат. Если на первых порах вам достаточно только сравнить между собой несколько цехов (в плане поломок и затраченных денег), то база может включать в себя в качестве первого уровня целиком предприятие, вторым уровнем будут цеха. Если нужна более подробная классификация, то после цехов можно ввести в БДО участки, единицы оборудования, сборочные единицы (узлы), запчасти.

Удобнее, когда первые несколько уровней БДО фактически определяют географическое расположение оборудования на территории: предприятие –> цех –> участок. Такое описание географии логично использовать для оборудования, выполняющего различные технологические операции (например, на машиностроительном предприятии). Если ваше оборудование занято только на одной-двух технологических операциях, стоит рассмотреть такой вариант: предприятие –> линия –> участок линии. В качестве примера можно привести сталепрокатные предприятия, у которых разные прокатные станы могут располагаться в разных корпусах. Некоторые компьютерные системы, используемые для нужд ремонтной службы (EAM-системы), требуют, чтобы каждый «географический» уровень имел условное обозначение, состоящее из нескольких символов. Это могут быть цифры, буквы и их сочетание. Что именно использовать – исключительно ваше решение. Для условного обозначения можно попробовать использовать обозначения, использовавшиеся при разработке конструкторской документации на расположение оборудования на вашем предприятии. Но можно подобрать EAM-систему, не требующую введения условного обозначения. Если по «географии» вопросов нет, двигаемся дальше. Если есть, пишите.

Теперь давайте коснемся уровня детализации оборудования в БДО. На верхнем уровне у нас будут располагаться технологические установки, станки, машины, поставляемые в сборе. При этом, если у вас машиностроительное предприятие, то на уровне станков можно и остановиться, потому что станок на более мелкие части разбить достаточно сложно (да и не нужно). Если вы эксплуатируете технологическую установку, состоящую из узлов, которые могут самостоятельно выполнять определенные функции, то имеет смысл ввести следующий уровень детализации. Особенно полезно это будет сделать в том случае, если у вас трудятся несколько аналогичных установок, так как в этом случае вы сможете сравнить по количеству и характеру поломок отдельные узлы, что поможет вам выявить особенности монтажа и эксплуатации конкретной установки. Такой анализ может вам помочь и в случае установки одинаковых станков на разных участках. В целом структура будет выглядеть так: предприятие –> цех –> участок –> технологическая установка (станок) –> узел (сборочная единица) –> запчасть.

Насколько глубокая структура нужна вам? Это зависит от таких факторов как количество оборудования, необходимая глубина последующего анализа. Например, если у вас 20-30 единиц оборудования, то вы можете просто ввести список оборудования без структурирования по «географии». Если вас не интересуют финансовые траты на обслуживание отдельных единиц оборудования, то можно вообще не вносить единицы оборудования, а остановиться на «географическом» уровне участка.

При создании большой БДО вводят классификацию оборудования – сначала создают классы оборудования (емкости, насосы, автоматические клапана, редукторы, электродвигатели и т.п.). Затем при наполнении БДО единицами оборудования каждый экземпляр привязывают к определенному классу. Обычно классификацию используют на больших производствах, чтобы можно было анализировать траты еще и по типу оборудования

В БДО каждая единица оборудования обладает определенными признаками: марка, модель, наименование производителя, серийный номер, каталожный номер, инвентарный номер, дата производства, критичность оборудования и многое другое. Эти признаки формируют паспорт оборудования. Паспорт оборудования также может включать в себя чертежи и техническую документацию производителя. Что использовать вам – зависит только от вашего желания и удобства вашей работы.

Остановимся немного подробнее на критичности. Мы считаем, что это один из немногих признаков, который должен быть присвоен каждой единице оборудования в обязательном порядке независимо от количества оборудования на производстве. При отказе оборудования могут возникнуть различные риски с точки зрения: безопасности его эксплуатации, влияния на выпуск готовой продукции, длительности ремонта, стоимости ремонта, влияния на качество готового продукта (изделия) и многие другие. Инструментом для определения критичности является матрица (см. рис. 2), в заголовке которой указывается наименование конкретного риска, по оси абсцисс (горизонталь) – вероятность возникновения данного риска при отказе, по оси ординат (вертикаль) – последствия отказа. Как пользоваться матрицей: выбираете единицу оборудования, для которой проводится оценка критичности, на основе статистики определяете вероятность возникновения отказа и наиболее вероятное последствие. Пересечение вероятности и последствия дает вам конкретное значение критичности оборудования. Таким образом, вы получаете структурированный по критичности список оборудования, который показывает, на какое именно оборудование необходимо обратить внимание в первую очередь (наиболее критичное). Далее разрабатываются мероприятия для снижения критичности оборудования. В дальнейшем нужно проводить переоценку критичности, так как выполненные мероприятия должны привести к снижению критичности оборудования. Какие именно риски брать для оценки критичности, а также какие вероятности и последствия – зависит от целей, стоящих перед вашим предприятием (подразделением) и от специфики производства. По нашему опыту рисков должно быть 2-4, а количество вероятностей и последствий должно быть таким, чтобы общее количество ячеек в матрице не превышало 25.

Рис. 2

Естественно, оборудованию, попавшему в красную и желтую зоны, уделяется больше внимания при разработке стратегии обслуживания [гиперссылка на стратегии обслуживания] и создании списка необходимых запчастей [гиперссылка на запчасти]. Критичность оборудования можно и нужно снижать. Для этого используются три основных направления: приобретение критичных запчастей, разработка стратегии обслуживания, позволяющей снизить вероятность возникновения риска, и проведение модернизации оборудования. Возможны случаи, когда только комплексное применение этих направлений позволяет переместить критичность оборудования из красной и желтой зон.